- 01.11.2023
- Опубликовано: tochadm
- Категория: Полезные статьи
DURUM SHURUM
(ПОСТ В БЛОГЕ https://t.me/Roman_Shalimov/1285)
Павел Петухов, неугомоннейший технолог, организовал мегатест лабораторный совместно с НИИ Горбатова, и вывесил в чате NPD Club малопонятную мне таблицу по тесту 50 образцов макарон, из которой он сделал вывод, что только 5% макарон твердых сортов “легит”, а остальные жулики-шмулики.
Я бы хотел подробнее информации, но пока порассуждаю на макаронную тему.
Касательно всего этого шурум-бурум-дурум.
У нас в агентстве ТР не супер много тестов макарон и клиентов в категории раз-два и обчелся, и категория эта все еще очень коммодитизирована. Я не нутрициолог, меня игры “ах, там нет глютена”, и “да там же клетчатка”, не сильно впечатляют. Сколько там в твердых макаронах клетчатки? 13%? Хотите клетчатки, пожалуйста, есть капуста и кинза.
Кстати, я в детстве любил кочерыжки, пока какая-то гидра очкастая очередная не вышла и не сказала скрипучим голосом: “кочерыжки собирают всю хадость, нельзя их есть”.
Также я не сформировал для себя окончательное отношение к “целиакийно-безглютеновым” холиварам. На рынке полно хлебников (один из них, например, всегда носит косоворотку конкретно, владелец комбината 😎), которые считают весь этот движ чушью. Павел Петухов сказал: нет, не чушь, так как сейчас в массе населения эта вся неперносимость растет и вызвана она, что интересно… нами же, то есть пищевой индустрией и около. Прелесть какая.Я в это не пойду, так как я не Минздрав и не диетолог.
А вот что касаемо рынка и текстурно-вкусовых игр, вот это мне интересно.Я думаю, разработчики в категории лучше это знают, а я как всегда, с вертолетика своего порассуждаю.
На наш взгляд, стоит разделять
- Доказанную потребителю полезность твердых сортов, клетчатки итп
- Реальные вкусовые, а больше текстурные, отличия макарон разных “замесов”
Что касается первого, клеймово-драйвового посыла. Бах – удар молотком – Продано!
Потребителю, в смысле, продано. Мастхэвовый клейм. Хотя вот по мне, мы можем говорить только о степенях, условной полезности/не полезности сходного углеводного по своей сути продукта. Мягкие vs твердые. И если вы не очень заметили, то по потребителю после массовой кампании по обезжириванию, аккуратно прошлись и по углеводам. В смысле что угли – низя, нее. А там, кто уж будет разбираться на постоянной основе, что быстрое, что медленное итп. Зло оно и есть зло.
“Мне куриную грудку и салат пожалуйста!” Гарнир? Нее.
Так что в среднесроке все макароны едут в одной лодке сокращения категории с картошкой, хлебом и водкой. Увы.
Что касается вкусо-текстурных дел. Тут интереснее. Я думаю, есть та часть граждан, которым доказали, что чем тверже, тем лучше.
И вот есть два направления
- Лайкинг вкуса
- Текстура
И они еще помножены на такую переменную как разные формфакторы. (про отдельные атрибуты молчу)
Текстуру можно разделить на текстуру поверхности и текстуру сердцевины. Она разная. Сталкивались небось, сверху уже макарон кляклый, а внутри хрустит волокнами?
И также есть текстура края и и текстура центра.
На пересечении разных “комбо” находится искомый ответ: а какая комбинация product features вызовет наибольший лайкинг? Не наиболее промоутируемая, а реально.
Потому что восприятие, например, рафинированной ультра-зожницы из Азбуки вкуса может слегка отличаться от восприятия женщины 40+ в масс-маркете, которая вашу твердосортовость возможно, иначе оценит.
И внутри подсегмента таких женщин, уверен, есть у разных комбинаций продукта разный лайкинг. В гедонистическом треугольнике “удовольствие-текстура-осознаваемая полезность” первая вероятно пойдет на компромисс в лайкинге, а вторая, вероятно, меньше к нему готова. Но это не точно. Вон, все пишут, что consumers are concerned, и далее по списку.
Обычный бакалейщик-комбинат, если и соберется что-то раз-два в год потестировать, он просто возьмет, себя против врагов потестит, и будет доволен. Потому что в его игре ОК-продукта достаточно просто убегать от медведя чуть быстрее “воон того мужика.”
Можно, конечно, было бы произвести супер-эксперимент с разными комбинациями, можно на движке совместного анализа, как мы сделали с функциональными напитками, только с дегустацией.
И можно было бы, сформулировав определенные комбо вот этих профилей понять: а какой лайкинг то они в ЦА имеют? Профиля-то эти может даже в дегкомиссиях есть на комбинатах. А вот их лайкинг, сомневаюсь.
Но подобную титаническую штуку нам никто не оплатит. Может, разве сами соберемся как-нибудь.
Шалимов Роман, СЕО Tochka Rosta, основатель NPD Club
Мой блог: https://t.me/Roman_Shalimov