- 02.02.2020
- Опубликовано: tochadm
- Категория: Полезные статьи
Пандемия и всемирный карантин стали причиной резкого падения экономики в странах СНГ и ЕС. Кризис повлиял не только на стоимость продуктов, одежды, бытовой химии и прочих необходимых вещей, но и сказался на их качестве. Маркетинговые исследования продуктов питания помогли точно определить, как изменился продовольственный рынок за последний год и чего ждать от него в будущем.
Исследование потребительских товаров быстрого оборота
Отрасль FMCG считается доминирующей на рынке, поэтому требует к себе особого внимания. Высокая конкуренция говорит о необходимости проведения масштабных маркетинговых исследований. Важно не столько сегментирование рынка на отдельные отрасли, сколько позиционирование конкретной марки продукции и закрепления её в голове потребителя. Проблема в позиционировании FMCG заключается в том, что рядовой покупатель не обращает никакого внимания на бренд, так как он играет последнюю роль при выборе конкретной единицы товара. Главными механизмами при подборе считаются соотношение цены и качества, а также времени и места производства продукции.
В современных условиях производители используют две модели продвижения продукции среди потребителей:
- Концепт «цена-качество». Метод позиционирования прост и примитивен с психологической точки зрения – чем ниже цена товара, тем больше клиентов он приведёт к бренду. Однако сколько людей купит продукт второй раз напрямую зависит от качества. Проблема в том, что понятие «качество» разнится от одного человека к другому. Часть оценивает критерий по упаковке, другая по внешнему виду продукта, третья – по его сроку службы/годности.
- Концепт «время-место происхождения». Для подчёркивания зарубежных стандартов производители стараются применять иностранные слова в названиях, лозунгах, реже выкупают ранее популярные бренды. Указать клиенту на отечественный продукт можно с помощью слов: «своё», «родное», «российский продукт» и так далее.
Маркетинговые исследования рынка продуктов питания в 2020 году показали, что, несмотря на внедрение рабочих методик рекламных кампаний, их эффективность снижается из-за сокращения доходов у населения.
Уровень реального товарооборота в потребительском сегменте России
- ЦА из социально уязвимых групп стали чаще покупать хлеб и хлебобулочные изделия. На фоне развивающихся тенденций к здоровому питанию и снижению потребления углеводной продукции в период с 2015 по 2019 годы уровень продаж хлеба, мучных изделий, макарон и круп сократился на 5,4%. В 2020 он снова вырос на 0,8% и, если цены на белковую продукцию продолжат расти, то следует ожидать и прироста в продажах углеводных продуктов из эконом-сегмента.
- По информации с сайтов Министерства сельского хозяйства и Рос статистики также резко сократилось потребление молочной продукции и мяса. В среднем, каждый гражданин должен есть по 0,89 кг/л молока или его производных ежедневно. В 2020 году этот показатель не превышает 0,61 кг или литра. Виной тому может считаться резкий рост стоимости с/х товаров в агросекторе.
- Те, кто может себе позволить покупку мяса, тоже изменили свои предпочтения. В 2017-2018 годах чаще покупали курицу, свинину и говядину. С середины 2020 года большая часть потребителей перешла на индейку, как на более дешёвое мясо.
- По данным с интернет-порталов государственных маркетинговых структур практически все жители России на сегодняшний день недоедают. Более 85% характеризуются малым потреблением фруктов и овощей, молочных продуктов и мясных товаров, а также растительных и животных масел.
Исследование рынка здорового питания
Западные тенденции, призывающие людей питаться здорово и простой пищей, распространились и в России. За последнее десятилетие доля тех, кто следит за составом продукции, её качеством, сроками годности, калорийностью и другими характеристиками, увеличилась на 9,6%. Потенциально это может привести к:
- Увеличению продаж фруктов и овощей (особенно в период с октября по май);
- Росту потребления свежей рыбы и морепродуктов, а также нежирного мяса – баранины или говядины;
- Вероятному расширению рынка молочной продукции – здоровое питание подразумевает потребление сыра, творога, молока, сметаны.
Качество продуктов из категории «здорового питания» сегодня находится под сомнением. На фон общего и реального снижения доходов и мирового кризиса компаниям сложно поддерживать уровень производства. В дополнение можно отметить, что в ряде продовольственных отраслей существенно возросла доля потребителей, покупающих товары только по промо-акциям. Если в 2014 году на красные ценники обращали внимание только 41% покупателей, в 2020 году их число повысилось до 70% и продолжает расти.
Выводы
Новые маркетинговые исследования продовольственного рынка России в 2020 году показали, что снижение уровня доходов покупателей существенно отражается на прибыли и развитии производителей в РФ. Потребление на внутреннем рынке не только не растёт, но и медленно, но верно падает. Что, однако, не мешает крупным компаниям экспортировать продукты питания за границу. Расширение поставок на соседние страны может стать единственным выходом и предотвратить банкротство ряда предприятий.